К исследованию чудес - http://www.krtdiv.narod.ru/0.htm
ВСПОЛОХИ И МОЛНИИ
Изучая свидетельства, мы можем выделить ряд необычных явлений, приписываемых чуду.
"Чудесные" всполохи и молнии.
Во время ожидания схождения огня по всему храму появляются вспышки света. Многие
даже видят молнии и сразу напрашивается связь между заревом, создаваемым молниями
и чудесными всполохами.
Православные спешат окрестить всполохи чудесными и являющимися важной составляющей
чуда. А молниям часто приписываю возможность возжигать огонь в Кувуклии и на
пучках свеч, находящихся в руках паломников.
Всполохи.
Изучая исторические свидетельства с 4 по 19 век, можно обнаружить, что только в одном из 37 свидетельств можно найти нечто, отдалёно похожее на описание всполохов. Так, Даниил (1106-1108) пишет …
"И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом, вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого" /А/.
В других же свидетельствах, известных мне, нет упоминаний, которые, даже с большой натяжкой можно было бы принять за чудесные всполохи.
Я не принимаю свидетельство Даниила как проявление всполохов, и думаю что свет связан с самовозгоранием, проходящим в виде яркой вспышки. Священника не было в Кувуклии, а значит, без ущерба для здоровья можно было устроить достаточно яркое воспламенение. Современные всполохи множественны и проходят в течение всего ожидания, в то время как у Даниила описываемое явление единично и является следствием возгоранием огня. Я уже встречал что христиане, опираясь на это свидетельство говорят о древности всполохов, они могут это делать, но для меня эта связь весьма маловероятна.
Вывод.
Исходя из отсутствия упоминаний о всполохах в 36 из 37 исторических свидетельств,
а так же сомнительности и во много не похожести описания вспышки света после
возгорания огня, описанной Даниилом на современные всполохи я делаю вывод:
- до активного начала использования фотосъёмки никаких всполохов во время чуда
не наблюдалось.
Я не располагаю свидетельствами в период с 1907 по 1950 год, и только в 60-х
годах прошлого века, я нашёл первое упоминание о всполохах.
Молнии.
Изучая исторические свидетельства с 4 по 19 век, можно обнаружить, что только в одном из 37 свидетельств есть упоминание о молнии.
Исключение.
Арефа (нач. 10 века)
"Тогда внезапно является молния, и кандила возжигаются; от этого света
берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь". /14, А/
В остальных мы встречаем негативное отношение к молниям:
Даниил (1106 -1108)
"(…)Многие ведь странники неправду говорят о схождении Света Святого: ведь
один говорит, что Святой Дух голубем сходит ко Гробу Господню, а другие говорят,
молния сходит с небес и так зажигаются лампады над Гробом Господним. И то ложь
и неправда, ибо ничего не видно тогда - ни голубя, ни молнии. Но так, невидимо,
сходит с небес благодатию Божиею и зажигает лампады в Гробе Господнем"
/А/.
Иеродиакон Зосима, монах Сергиевской лавры (1420 г.)
"О зажжении же глаголют инии яко молния сверкает, а инии же глаголют, яко
голубь во устах своих огонь носит; а все то есть ложь, а не истина, занеже аз
видех Зосима грешный диакон" /А/.
В принципе не удивительно, что люди видят молнии, во первых состояние религиозного возбуждение, а во вторых, впрочем обратимся за разъяснение к одному из свидетелей чуда:
Иеромонах Мелетий 1793 и 1794
"О сем Святом Свете любопытство людей многое простирается, желая знать,
как и откуда оной приходит? Иные же из простейших, стоя тогда в церкви, мечтают
чрез верхнее церковное отверстие, что над святым Гробом, видеть даже схождение
онаго; но сему причина та, что во время ожидания огня, люди, особливо около
Гроба, быв в движении колебаясь, воздвигают тонкий прах, в котором солнечные
лучи, проникающие чрез отражение и сотрясающийся воздух, сверкают и некако блещут.
И тако от сего поражается в них мнение о видимости его" /А/.
Христиане иногда говорят о молниях опираясь на свидетельства (начинающиеся примерно с 16 века), в которых огонь сходит в виде огненного бисера по всей гробовой плите, что напоминает молнии:
Трифон Корабейников, (1583-1584 гг.)
"Патриарх же Софроний вниде един в предел Гроба Господня, имуще в обоих
руках свещи многия приступи ко Гробу Господню держа свещи вскрай Гроба Господня
и сниде огнь с Гроба Господня якоже молния на Патриаршу руку и на свещи, и абие,
загорешася свещи …".
Но подобные "молнии" локализованы внутри закрытой Кувуклии и потому не видны ожидающим паломникам, а слышат они о них со слов священников. Я же здесь пытаюсь разобрать не то как сходит огонь (об этом в другом разделе), а явления происходящие по всему объёму храма, вне Кувуклии, хорошо видимые паломниками.
Вывод. Исходя из явного перевеса негативного отношения к молниям в исторических
свидетельствах и вполне разумного объяснения причин виденья молнии, сходящей
на гроб, сделанного Мелетием я заключаю, что исторические свидетельства могут
служить в пользу утверждения об отсутствия молний во время чуда в исторический
период.
Следовательно, не всполохи не молнии не являются обычной чертой исторических
свидетельств, скорее это редкое исключение в них, а значит древним паломникам
это явление было не знакомо.
Что же видно в современный период и на что это похоже?
Просмотрев около десятка видеороликов о чуде и почти покадрово изучив давольно подробный фильм о чуде /В1/ я не обнаружил молний, хотя встретил много эффектов, которые могут вызвать впечатление появления молнии, я видел всполохи только похожие на фотовспышки.
Я начну доказательство своих утверждений с цитирования свидетельства одной из очевидец.
"Да, мы были в храме; я видела вспышки света, как молний, но не понимала,
что это благодатный огонь, я приняла их за вспышки фотоаппаратов. (…)
Когда вошел святейший патриарх в кувуклию, появились вспышки. Они такие мгновенные,
я подумала, это фотовспышки. Но молний я не видела, только вспышки.
Мой муж вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все". /Блинкова
Ирина, 1997 г., А/
Итак, стоит выбор - верить, в чудесные молнии и всполохи, т.е. чудо, или признать что это всего лишь обычные фотовспышки.
ПОДБОРКА ВИДЕО И ФОТО ФИКСИРУЮЩИХ ВСПЫШКИ ФОТОАППАРАТА ВО ВРЕМЯ ЧУДА СХОЖДЕНИЯ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ
Всполохи.
Не отбрасываю тени?
Обратимся к видео и фото, зафиксировавшим это явление.
Первое на что обратим внимание, это наличие большого числа фотографов, которыми
буквально нашпигован храм. Их много у входа в Кувуклию они обступают небольшие
возвышения в храме, вроде столбов и ниш в стене, их много на балконе ротонды.
Отсюда понятно возникновение вспышек из разных точек храма - озаряющих храм
в разных направлениях.
(фото 27, 28, 29)
|
|
|
В левом нижнем углу можно видеть фотоаппарат на шесте. |
То, что яркость вспышек усиливается во время пребывания священников в Кувуклии не удивительно, потому как в это время электрический свет отключён, и в темноте они значительно заметнее.
В храме полно различных отражающих поверхностей, например иконы за стеклом. Они будут отражать фотовспышки, и это естественно, но некоторые христиане, видя отражение подобного света от иконы, вместо разумного вывода христиане утверждают будто сама икона излучает свет.
Некоторые берутся утверждать, что наряду с вспышками в небольшом количестве
есть и чудесные всполохи. И вроде бы их можно отличить по длительности и цвету.
Просматривая видео чуть ли не в по кадровом режиме я не обнаружил всполохов,
которые бы выходили за границы продолжительности для фотовспышек.
Перейдём к фактам.
1. Зафиксированная фотовспышка во время чуда.
|
|
|
Как видно свет исходит именно от фотовспышки. На видео же заметно как она поднимается, происходит вспышка и она опускается. (видео) Христианам же я предлагаю найти "всполох" появившейся во время чуда, который бы отличался по длительности от света, исходящего от данной фотовспышки. Я таких не нашёл. |
2. К сожалению, достаточно трудно найти кадры, где бы снимали люди в темноте,
в условиях, которые присутствуют в храме.
Потому я приведу сравнение между всполохами, зафиксированными операторами за
несколько месяцев до чуда внутри храма (оставлю эти всполохи на их совести)
и фотовспышками, найденными мной при просмотре телевизора.
|
|
и видео
|
|
|
|
|
|
|
Как можно видеть есть много схожего, конечно без учёта места съёмки. Под местом я имею в виду светло-голубоватую подсветку снимаемого храма, возможно это результат наличия светофильтра на камере, или особенности проявки (тут можно варьировать со цветами очень широко). Кстати, на фотках есть странный глюк в левом верхнем углу.
Если это не вспышки фотоаппаратов, то где тогда вспышки?
3. я просмотрел много материала с фотовспышками во время чуда покадрово, при
этом везде их продолжительность не превышала одного кадра. Для верности я выбрал
фрагмент видео и разложил его по кадрам, он содержит 25 фотовспышек и все они
не превышают по длительности 1 кадр.
К сожалению, я владею только вебкамерой, которой пробле6матично снимать вспышки
в темноте.
Во время изучения проведённой съёмки фотовспышек, которая осуществлялась темноте
у себя в комнате, на веб камеру, я обнаружил, что след от фотовспышки остался
на трёх, следующих друг за другом кадрах. Что противоречит времени, в течение
которого происходит вспышка. Вероятно это особенность вебкамер, поэтому она
не годится для моделирования всполохов. Как только будет доступ к более мощной
аппаратуре, я проведу серию экспериментов.
Исходя из приведенных фактов, с высокой долей вероятности можно утверждать,
что чудесные всполохи являются следствием фотовспышек.
Дополнительные комментарий.
"Длительность импульса электронной успышки составляет 1/400-1/10000
сек. Но регистрировать длительность такой вспышки кинокамерой
некорректно, из-за инерционности датчиков (видикона, ПЗС и т.д.), а
также из-за, очевидно, включенного следящего режима коррекции
экспозиции. В таких условиях Вы измеряетет не длительность вспышки, а
длительность "агонии" Вашей камеры после того, как она произошла.
Отдельно надо сказать об одноразовых вспышках и других способах
получения светового импульса. Длятельность таких вспышек может быть
больше (десятые доли секунды)".
Молнии
В принципе, просматривая видео никаких молний мне не удалось обнаружить, но есть некоторые явления, вроде отражения фотовспышек различными поверхностями (длинными и тонкими), которые, в следствие быстроты вспышки могут напоминать молнии.
|
|
|
|
Икона. (6 кадров) Сравнение.
Итог - молнии и всполохи имеют вполне материальную природу.